"- Как Православие смотрит на бизнес? Не противоречит ли занятие бизнесом христианским ценностям?
- Христианство – это не профессия, и поэтому оно может быть совместимо с любой профессией. Христианство – это не социальный статус, и поэтому христианская вера может быть совместима с любым социальным статусом: и раба, и императора.
Церковь не считает успех в мире бизнеса чем-то «греховным». В Евангелии Христос ставит преуспевающих купцов в пример остальным. Он вспоминает о людях, которые сейчас называются бизнесменами, когда говорит о самых таинственных вещах, о тайне Царства Божия: подобно Царство Божие купцу, который продает мелкий жемчуг для того, чтобы купить одну крупную жемчужину. Слово жемчужина сегодня зачаровывает и мешает понять прозаичную конкретику этого языка. По сегодняшнему это звучало бы так: если бы человек знал, что нефтяные запасы обнаружены где-то в калмыцких степях, то современный бизнесмен не усомнился бы продать свой гектар черноземной земли в Ставропольском крае и купить безводную калмыцкую землю.
То, что Христос обращается к опыту людей, живущих торговлей, а не только к опыту пастухов, земледельцев и рыбаков, показывает универсальность христианства. Оно готово разговаривать с любыми людьми на любом языке, отталкиваясь от опыта их жизни.
Успех в мирской карьере – это не зло. Это просто обстоятельства твоей жизни. Сами по себе богатство или нищета не имеют нравственного наполнения. Нравственное наполнение имеет только реакция человека на те обстоятельства жизни, в которых он оказался. Человек испытывается тем, как он реагирует на эти обстоятельства, как он переживает свою нищету или свое богатство. Ни одна земная работа сама по себе не вводит в Царствие Божие. И токарь спасается не тем, что он работает у станка и хорошо обтачивает заготовки, и крестьянин на Божьем суде будет оправдываться не тем, что он прямо проводил борозду и вовремя кормил своего коня. Так что нельзя сказать, будто работа банкира пагубна, а работа токаря спасительна.
Если от твоих профессиональных решений ежедневно зависят судьбы финансовых потоков, а, значит, и людей, то и отнесись к работе как к работе, как к своему профессиональному долгу. И делай ее хорошо и честно..."
А.Кураев. Церковь в мире людей. П. 2007, с.25-26
Так где же ответ на поставленный вопрос?
Тяжело освободиться от впечатления, что книги, лекции (и т.д.) проф. Кураева - это ловкие трюки Гарри Гудини от Православия. Не потому ли так популярен брат Андрей? когда восхищенные, завороженные, загипнотизированные (одураченные), зрители выходят после представления.
И так. Токарь, вытачивающий детали для трактора, который будет обрабатывать землю для хлеба, крестьянин и банкир, который дерет в три шкуры проценты с того же крестьянина и токаря, взявшего кредит, чтобы купить телевизор, т.к. зарплаты не хватает на все жизненные расходы, - стоят у брата Андрея на одной доске, если все они относятся к работе, как к своему профессиональному долгу. Если один профессионально (честно и хорошо) обворовывает другого, то всё замечательно!
Неискушенный, прочитав, сделает вывод, что Православие относится хорошо ко всем бизнесменам, если те честно и хорошо "грабят" ближнего. В то же время брат Андрей почему то умалчивает, почему преподобный Серафим Вырицкий, будучи действительно честным и нестяжательным купцом (глубоко верующим), у которого хорошо шло дело, бросает свое купечество.
Не потому ли нестяжательство преподобного Нила Сорского - как кость в горле для церкви (не Церкви, как Телу Христову)... Для богатых клириков...
"Честно и хорошо, профессионально" можно открывать магазин по продаже алкоголя и табака, игорные заведения, публичные дома с проститутками, завод по производству оружия, торговать этим оружием и т.д. Это не бизнес? Главное - честность и профессиональность.