один Христос, но не один христовидный
Jul. 24th, 2010 10:56 pmhttp://kiprian-sh.livejournal.com/76741.html
Христос — одна и единая Личность, — Слово, Вторая Ипостась Троицы.
(...) Так Сын Человеческий был на небе, живя в Иудее, и сошел с неба, никогда [до этого] не восходив на небо телесным образом. Ибо сказано: никтоже взыде на нѣбо, токмо сшедый съ нѣбесе Сынъ Человѣческій, сый на нѣбеси; таким образом Он вчера и днесь Той же и во вѣки; таким образом и прежде даже Авраамъ не бысть, был Тот, Кто чувственным образом беседовал с иудеями. Таким образом ангелы Сына Человеческого — ангелы Божии, ибо сказано: послетъ Сынъ Человѣческій ангелы Своя. И что еще говорить? Ибо таким образом Сын Человеческий зовется истинным сыном высочайшего Отца; и сам Отец, свыше возгласив, не сказал, что «въ семъ есть Сынъ Мой», но Сей есть Сынъ Мой, Который по плоти видим людьми, поскольку плоть всячески стала достойной таковых названий из-за общения [с божественностью], поскольку она нераздельно соединена с ипостасью и природой Сына Божьего. Более того, она по ипостаси единится с Одним [от] высочайшей Троицы, «Который, — согласно божественному Кириллу, — становится един с плотью, усвояя Себе то, что принадлежит ей, и также Сам внедрив в нее энергию собственной природы. Ибо Нетварный созидается, Безначальный начинается, и Слово одебелевает, становясь плотью». Но и согласно божественному песнопевцу из Дамаска: «Равенъ Отцу Сынъ Девы, содѣтель Адама первозданнаго, не созданіе, аще и плоть пріятъ».
(...) Ибо Сын Божий един с воспринятым [от нас естеством]: ведь Он по ипостаси соединился с начатком от человеков, поэтому и перенимает [происходящие] оттуда именования, и ему дарует Свои. А с каждым из облагодатствованных Он не одно, как с воспринятым, так как соединился с каждым из них не по ипостаси, но по энергии и благодати. Поэтому и один Христос, по причине одной и абсолютно неделимой ипостаси Слова Божия. «Ибо это помазание человечества [Христа], не энергией освящающее, как у других помазанников, но присутствием всего Помазующего». Ибо все, что принадлежит Отцу, всегда было в Слове, а все то, что в Слове, получила воспринятая плоть, поэтому говорится, что Господь и по человечеству приял то, что [уже] имел. «Так что, — говорит [божественный Максим], — один Христос, но не один христовидный. Ибо мановением Божьим были движимы и Моисей, и Давид, и все те, кто отложением человеческих и плотских характерных свойств стали вместилищами божественной энергии и «живыми иконами Христа, и даже тем же, что и Он по благодати или уподоблению».
(…) Поэтому, согласно опять же изрядному в божественном Максиму, «одна энергия у Бога и святых, как соединившихся с Ним по ней», но ни в коем случае не по ипостаси, ибо это единственное, что принадлежит одному лишь Христу. (...)